Статьи

Чем полезно ОМС

Мы почти приучились носить с собой медицинский страховой полис. И уже почти не возмущаемся, когда в поликлинике в первую очередь нас спрашивают именно о нем. А не как раньше: что случилось? И при этом до сих пор толком не знаем, что лично нам дает это страхование...

Что дает полис? МЫ привыкли считать также, что в районной поликлинике нас лечат бесплатно. Но это не совсем так. Полис предполагает, что определенный набор услуг оплачивают страховые медицинские компании. Какие именно компании, решает федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ОМС). Он же заключает с ними договора на обслуживание населения и финансирует их. Деньги же в этот фонд перечисляют в виде налогов работодатели, за неработающих платят из бюджета местные органы власти. Так что по сути это из наших денег, по крайней мере, тех, кто работает, финансируются поликлиники. И что же мы должны получить взамен? Согласно закону о медицинском страховании, полис имеет силу на всей территории России. Так что если вы заболели вдали от дома - точнее, от места прописки, вы имеете полное право на бесплатные медицинские услуги. А скорую и неотложную помощь, в том числе и стационарную, требующую срочного вмешательства врача, вам обязаны оказать независимо от наличия полиса. И тоже, разумеется, бесплатно. Если же вы прописаны в одном городе, но фактически проживаете в другом, то вам необходимо обратиться к главному врачу поликлиники. И он решит, можете ли вы пользоваться здесь медицинскими услугами или нет. Если количество пациентов у него зашкаливает, он может и отказать. Тогда вас обязаны прикрепить к другой поликлинике. Если же вас готовы обслуживать здесь, но только за деньги, обращайтесь в страховую компанию. Впрочем, по словам страхователей, чаще всего такие вопросы решаются в пользу пациента. Справедливости ради хотелось бы заметить, что "вредничают" больше всего московские и подмосковные поликлиники. Это они ревностно блюдут свои границы и по возможности отваживают иногородних. Чем дальше от Московской области, тем меньше влияние страховых полисов на взаимоотношения врача и пациента. Наш сосед-москвич, отдыхая на даче в Тульской области, упал с яблони и сломал ногу. Случилась эта незадача вечером, пока разыскали среди дачников кого-нибудь с машиной, пока доехали до больницы, была глубокая ночь. В Веневской районной больнице пострадавшего приняли моментально, даже не обратив внимания на причитания его жены, что они вообще-то "не местные". Хирург вызвал из дома рентгенолога, сделали все необходимые исследования, наложили на ногу гипс. И лишь после этого врач записал номер страхового полиса. Должны ли лечить "чужих"? КАК показывает практика, больше всего посетителей рядовой поликлиники раздражает, когда за медицинские услуги приходится платить. Существует ряд популярных в народе специалистов типа кардиолога или нефролога, которые не в каждой поликлинике ведут прием, а подчас и не в каждом округе. И своей очереди вам придется ждать чуть ли не полгода. То же самое с некоторыми "модными" анализами, например, на дисбактериоз. Мы с дитем в свое время сперва месяц ждали, чтобы записаться на него, а потом еще 2 месяца - когда подойдет наша очередь. Был случай, когда врач-ортодонт в муниципальной поликлинике поставил пятилетнюю девочку в очередь на бесплатную "пластинку", чтобы исправить прикус. Спустя год у ребенка "полезли" коренные зубы, а вожделенная очередь должна была подойти только через полтора года. Расстроенным родителям врач объяснил, что в семь лет ставить "пластинки" будет поздно. Но можно за них заплатить, и тогда процедуру выполнят уже через несколько дней. Увы, никакие положения не регламентируют "длину" очереди. Но у пациентов, по словам страховщиков, есть альтернатива: обратиться к платным специалистам. Правда, довольно сомнительная, поскольку деньги, потраченные пациентом на лечение, страховые компании не возвращают. Другое дело, если в соседней поликлинике с вас требуют деньги за лечение, потому что вы не здесь прописаны. Согласно все тому же закону, существует базовая программа оказания медицинской помощи. И если в поликлинике нет каких-то профильных специалистов, то страховая компания заключает договор с другими медучреждениями, куда вас и должны направить. Если же врач говорит лишь о платной помощи, обращайтесь к главврачу поликлиники, а если и он не поможет, то в страховую компанию. Она обязана предоставить вам адекватную медицинскую помощь. Только имейте в виду, что речь идет о помощи, которую назначил врач, а не которой добивается сам застрахованный. Кроме того, если пациент не получил необходимую помощь вовремя и в результате это сказалось на его здоровье, то по решению суда поликлиника обязана компенсировать нанесенный ущерб. Как-то днем у моего сына вдруг поднялась температура, и мне пришлось звонить в районную поликлинику, чтобы вызвать врача. Но едва я начала говорить, как на другом конце провода меня тут же отчитали, что вызовы принимаются лишь до 12 дня и надо было с утра мерить температуру. На все свои возражения, что температура только поднялась и вообще-то в поликлинике есть "неотложка", я услышала лишь презрительное: надо же, она меня будет учить, вызывайте "скорую" - и пошли короткие гудки. Я терпеливо набрала номер "скорой". Там очень удивились и отослали... обратно в районную поликлинику. Какие чувства при этом испытывает мама заболевшего ребенка, думаю, родители догадываются. Поэтому по второму разу нарываться на хамство я не стала. А позвонила в медицинскую страховую компанию, чей телефон был указан на полисе. Буквально через пять минут после того, как я поговорила с представителем страховой компании, мне позвонили из районной поликлиники и холодно уточнили наш адрес. А уже через полчаса в квартиру входил врач. Более того, на следующий день нам позвонила по телефону участковый педиатр и поинтересовалась здоровьем сынишки и произошедшим инцидентом. Елена БАБИЧЕВА

Источник: http://www.aif.ru