Ученые поняли, как распространяется рак

Шотландские ученые приблизились к пониманию механизмов распространения раковых клеток по человеческому организму.

Исследователи расположенного в Глазго Битсонского института обнаружили, что белковая молекула, называемая Src, содействует ослаблению тканей, окружающих опухоль, благодаря чему больные клетки проникают в соседние ткани. Специалисты считают, что открытие, о котором пишет журнал "Биология клетки", может привести к созданию принципиально новых антираковых медикаментов, которые будут блокировать Src-белок и таким образом предотвращать распространение рака. О деятельности Src ученые знали достаточно давно: это была первая молекула, которую эксперты вообще связали с развитием рака, особенно рака кишечника. Однако до сих пор они не знали, как именно она действует. В здоровых тканях клетки связываются воедино целым рядом молекул, похожих под микроскопом на строительные леса, облепляющие ремонтируемое здание. Когда же появляется рак, эти "леса" местами рушатся, и ткани становятся слабыми и неорганизованными. Похоже, что именно в этом процессе Src принадлежит ключевая роль. Эта молекула очень важна в том, что касается поддержания гибкости здоровых тканей и обеспечения свободного места для будущего роста. Однако во время развития рака она становится гиперактивной и расшатывает нормальную структуру ткани. Важнейший компонент "Мы почти уверены в том, что Src играет очень важную роль в развитии рака кишечника, но на понимание самой природы этой роли ушло достаточно много времени, - говорит одна из руководителей исследования профессор Маргарет Фрейм. - Теперь мы обнаружили, что эта молекула подает несколько различных химических сигналов, которые по-разному действуют на клетки". "Разработка препаратов, способных перехватывать эти сигналы, может стать очень важным направлением в предотвращении распространения рака кишечника", - добавляет профессор Фрейм. Она и ее коллеги в Глазго пришли к выводу о том, что Src, в частности, подает команду на изъятие с поверхности клеток молекулы под названием E-cadherin. А эта молекула представляет собой важнейший компонент "строительных лесов", удерживающих клетки вместе. Кроме того, исследователи полагают, что Src вместе с другим набором молекул, называемых integrins, формирует новый, гораздо менее интегрированный тип тканной структуры, благодаря чему клетки рака кишечника имеют возможность двигаться. Шансы на успех "Более детальное понимание того, как распространяется рак, способно помочь развитию лекарств, которые будут блокировать этот процесс, - говорит профессор Фрейм. - Если мы сможем ограничить рак в пределах первоначальной опухоли, то у хирурга будет гораздо больше шансов на успех операции, и заметно снизится риск перехода заболевания в другие органы". Уже сегодня диагностированный на ранней стадии рак кишечника часто излечим путем хирургического вмешательства, но лишь в том случае, когда большая часть больных клеток остается в пределах одной опухоли. Со временем, однако, раковые клетки расползаются по организму через кровеносную и лимфатическую системы, и тогда шансы на успешную операцию существенно уменьшаются.

Источник: news.bbc.co.uk