Открыта тайна развития мозга

Ученые серьезно продвинулись в понимании механизмов, лежащих в основе процессов формирования нервной системы на ранних этапах развития организма. Благодаря исследованиям группы специалистов из Университета Техаса, удалось обнаружить один из ключевых белков, отвечающих за формирование синапсов – соединений между нервными клетками, обеспечивающих обмен информацией.

Как рассказал руководитель исследования Томас Бьедерер (Thomas Biederer) из Юго-западного медицинского центра университета в Далласе, это лишь вторая работа, которая обращается к изучению ранних этапов формирования синапсов. «Мы определили, как развиваются изначальные точки контактов, откуда мы можем понять, как молодая нервная система развивается в активную сеть», - заявил он.

У новорожденных синапсы формируются быстро и в большом количестве. Нервная система затем идет по пути создания устойчивой сети нейронов за счет сохранения одних соединений клеток и удаления тех, которые не важны. В мозге взрослого происходит постоянная перестройка нейронов и синапсов, которая отражает текущие процессы обучения и запоминания.

Доктор Бьедерер отметил, что при некоторых неврологических заболеваниях, таких как болезнь Альцгеймера или Паркинсона, наблюдается уменьшение числа нейронов и синапсов. Понимание процессов образования соединений между нервными клетками, таким образом, может дать ученым ключ к созданию новых эффективных методов лечения болезней, при которых помочь пациентам сегодня нельзя.

«Можно предположить, что губительные эффекты этих заболеваний могут быть уравновешены такой (обнаруженной учеными) молекулой как SynCAM, которая будет стимулировать образование новых синапсов», - рассказал доктор Бьедерер, который добавил, что еще одной точкой практического приложения данных исследования могут стать методы лечения травматических повреждений спинного мозга.

В исследовании ученые пытались обнаружить у мышей ген, который отвечает за формирование связей между нейронами. Была создана модель на культивируемых в лабораторных условиях клетках из мозга мыши, в которых стимулировались процессы образования новых синапсов. Активация SynCAM, как оказалось, увеличивает активность синапсов втрое, его подавление имеет обратный эффект.

В настоящий момент ученые, которые опубликовали отчет о своем исследовании на страницах журнала Science, ведут поиск других белков, которые могут участвовать в развитии нервной системы.

Источник: Mednovosti.Ru